АВТОВАЗ всегда стремился идти в ногу со временем. Поэтому вазовские инженеры работали и работают не только над созданием массовых автомобилей, но и над разработкой узконишевых авто, таких как, например, электрокары. И эта работа ведется еще с 70-80-х годов прошлого века. О первых приводящихся в движение электромоторами машинах, которые разрабатывались инженерами «АВТОВАЗа», рассказали в очередном выпуске программы «Раритет», вышедшей в эфире канала ВАЗ-ТВ в начале ноября.

Разработка электромобилей на АВТОВАЗе началась еще в 70-х годах. Тогда директор Волжского автомобильного завода Виктор Поляков своим приказом учредил специальный конструкторский отдел. Его сотрудники с нуля создавали не только сам электромобиль, но и его электродвигатель. Здесь же занимались стендовыми и дорожными испытаниями первых прототипов вазовских электрокаров. Первые два опытных образца электромобилей на базе ВАЗ-2102 были собраны в 1975-м году. Они успешно прошли все испытания. В результате в 1980-1981-х годах была выпущена первая опытно-промышленная партия из 47 таких электромобилей. Новинка получила индекс ВАЗ-2801. Часть электрокаров использовали в Тольятти для почтовых перевозок. Еще одну часть электромобилей отправили в Москву. Оставшиеся машины отправили в Киев для дальнейших тестов.

В это же время на АВТОВАЗе создали компактные электромобили «Пони». Их создали по заказу Соцкультбыта. Использовались «Пони» (ВАЗ-1801) в детских парках. Но данную модель в серийное производство не отправили, ограничившись лишь опытными партиями.

Прорыв в создании электромобилей на АВТОВАЗе произошел после разработки ВАЗ-1111 «Ока». Именно на его базе были созданы самые интересные вазовские электромобили. Так, на основе «Оки» построили концепт-кар «Гном» (ВАЗ-1151). В 1992-м году увидел свет «Гном» с электродвигателем. Это была пляжно-городская модификация с собственным названием «Эльф». В движение его приводил электромотор емкостью в 25 КВт. А его мощность составляла 34 л.с.. Источником питания в электрокаре служили никель-кадмиевые аккумуляторные батареи. Запас хода в машине достигал 100 км (при скорости в 40 км-час). В 1995-м году были собраны 20 электромобилей ВАЗ-1111 «Ока». В названии у новинки добавилось обозначение «Э». Эти электромобили принимали участие в различных соревнованиях машин, работающих на электротяге. В соревнованиях электрокары показали себя на очень высоком уровне, завоевав несколько Кубков.